МКОУ ХМР СОШ с.Кышик
с.Кышик
  • О школе

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Кышик»

    МКОУ ХМР «СОШ с. Кышик»

    История школы

    «Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, просто человеческого...

    Память противостоит уничтожающей силе времени... Память о прошлом обогащает человека». 

    Д.С.Лихачев

      Школа наша прошла довольно долгий путь - от туземной - национальной, до сегодняшней. История Кышиковской школы вбирает в себя историю всех школ, существовавших некогда в поселках, расположенных по реке Назым: Пашкинская, Больше-Варовская, Ново-Назымская, Кышиковская начальная и самая большая Вершинская семилетняя с интернатом, которая закончила свое существование в 1959 году, когда произошло так называемое укрупнение поселков с центром в поселке Кышик.

    До последнего времени было известно, что Вершинская школа открылась в 1932 году. За основу было взято письмо из государственного архива Ханты-Мансийского автономного округа, которое считалось первым официальным источником истории нашей национальной школы. Исследуя архивный материал, удалось также узнать, что в Вершинской школе занятия, из-за отсутствия детей, (дети кочевали вместе с родителями и не хотели ехать в школу) начались только 20 октября 1932 года.

      Но, работая внимательнее с архивом, удалось установить, что наша школа оказывается на 1,5-2 года старше. В архивах сохранились сведения о сети школьных учреждений Остяко-Вогульского округа, в которых указано, что с 1 января 1931 года по 1 января 1932 года в Вершинской школе было 15 учащихся. Учителей на 1 января 1931 года: - один, а вот на 1 января 1932 года в графе «учителя» стоит прочерк. По-видимому, из-за отсутствия учителей Вершинскую школу пришлось временно закрыть. И тогда в июле 1932 года туда была направлена с сопроводительным письмом в качестве заведующего учительница начальных классов из туземного интерната д.Пашкино Гордеева Наталья Львовна.

      Первоначально Вершинская школа первой ступени была трехлеткой, но в статистическом отчете «об итогах приема в школу» за 1935-1936 учебный год появляется 4-ый класс, в котором пять учеников. В 1936-1937 учебном году в Вершинской школе уже 53 ученика, из них 37 ханты, 16 русских. Первые выпускники этой школы: Аликов П. С., Мотошина М. С., Митькин А.Н., Карякина Е.Н... А кто же работал в те годы директорами школ? Большинство из них задерживались на посту всего на год- полтора! Существует большая путаница в именах и годах работы. В 1934-1935 учебном году заведующим Вершинской туземной школы становится Онин Петр Васильевич: «образование - 2 курса педтехникума. С обязанностями заведующего справляется, хорошо провел вербовку учащихся в школу, языком владеет». В 1936-1937 годах заведующим школы назначается Сотников Дмитрий - ханты по национальности. «Образование - семилетка, методически подготовлен, окончил Тобольский педтехникум, хантыйским языком владеет, нуждается в специальной подготовке для работы в национальной школе». Эти характеристики на директоров школ взяты из архивов. Важную роль в подготовке педагогических кадров для национальных школ Севера сыграл рабфак Ленинградского педагогического института. Его задача - готовить из среды коренного населения Севера работников средней и высшей квалификаций. Полукочевой образ жизни коренного населения потребовал создания национальных школ-интернатов. Все это ставило необходимостью подготовки учителей, хорошо владеющих родным языком учащихся, знающих особенности образа жизни населения, характер деятельности и национальные традиции. В начале 1941-1942 гг. директором школы назначается Кореняко Филипп Павлович. «38 лет, русский окончил педагогическое училище. Имеет 12 лет стажа». Шла война, ему пришлось уйти на фронт, откуда он так и не вернулся, умер в госпитале от тяжелых ран. Удалось узнать, что похоронили его на Всесвятском кладбище в г. Тула. На его место директором школы была назначена его жена, Гордеева Лидия Сергеевна, ныне покойная. На 60-летний юбилей своей школы она не смогла приехать, но в архивах школьного музея сохранилась телеграмма, в которой она поздравляет учителей и выпускников с юбилеем школы.

      В суровое военное время, в 1942 году на Назыме была открыта еще одна школа - Больше - Варовская начальная. В эту школу была направлена после окончания Ханты-Мансийского педтехникума на работу восемнадцатилетняя девушка Серебреникова (Кауртаева) Глафира Филлиповна. Вот одно из ее воспоминаний: «В школу детей ханты привозили из тайги, и они совершенно не знали русского языка. Сначала они обучались в течение года в подготовительном (нулевом) классе. Однажды к нам в школу была привезена девочка в красивой национальной шубке — сах, которая жила на стойбище у дедушки. Девочка по-русски не говорила. Она была новенькой среди учащихся, и поэтому стала центром внимания. Девочка даже заплакала от смущения». Эта девочка впоследствии стала Заслуженным учителем России и работала директором нашей школы.

      Как вспоминает Спасенникова Елена Николаевна: «Я начала учиться в Пыжьяновской школе, директором был Медведев Василий Панфилович, а до него в этой школе работала Картина Татьяна Ефимовна. Из Пыжьяна здание школы перевезли летом 1950 года в деревню Пашкино. В этой деревне из-за аппендицита умерла моя сестренка Нина. Родители испугались - забрали меня из интерната и самовольно увезли на стойбище. Так как в то время было строго с всеобщим обучением, отца даже хотели за этот поступок судить, и он тогда увез меня в деревню Большой Вар, где я проучилась полгода». По воспоминаниям Лазаревой Софьи Андреевны Больше - Варовская школа была начальной, после четырех классов обучения, приходилось переезжать в еще одну школу — Вершинскую семилетку. В Вершину, чтобы сдать экзамены за начальную школу, приходилось ехать на лодке. Тогда лодочных моторов не было, и надо было самим грести веслами, и дети по очереди гребли, т.е. сами себя везли на экзамены.

      Впоследствии здание Больше - Варовской школы было перевезено в село Кышик, и стало памятником истории нашей школы почти на 50 лет. А Глафира Филлиповна в 1946- 1947 учебном году была назначена заведующей Вершинской школы первой ступени, потому что старшие классы семилетней Вершинской школы переехали вместе с новым директором Картиной Татьяной Ефимовной в деревню Пашкино. Вершинская семилетняя тогда была самой большой школой на Назымской территории, поэтому мы и считаем ее правопреемницей муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Кышик.

      В 1959 году Вершинская семилетняя школа была закрыта и перевезена в деревню Новый Назым.

      1 сентября в 1960 году открылась 7-летняя школа в деревне Кышик. Она размещалась в бывшем здании Б-Варовской начальной школы. 1 сентября 1961 года школа стала восьмилетней. В 1963 году был сделан первый пристрой к школе, а в 1967 году уже — второй, так как здание было предусмотрено для начальной школы, и мест уже не хватало.


      Как мы видим, не сразу наша школа стала средней. Ей предстояло пройти большой и трудный путь. Вначале школа была первой ступени, затем семилетней, потом восьмилетней, и только в 1984 году она стала неполной средней. А уже полной средней стала в 1985 году.

      Начальная школа в Кышике уже существовала давно. Первым директором Кышиковской семилетней школы была назначена Ефремова Нина Ивановна, которая проработала всего один год, но позже Нина Ивановна 20 лет проработала в Ханты — Мансийском районном отделе народного образования, оттуда и пошла на заслуженный отдых. Многие помнят Нину Ивановну как доброго, отзывчивого человека.

      Как вспоминает Софья Андреевна: «Я начала работать в своей родной школе в начале 70-х годов прошлого века. Директором 8-летней школы тогда работал Молоков Федор Петрович. Это был очень добрый, чуткий к людям человек, хозяйственный директор. Ученики того времени очень отличались от сегодняшних учеников. Они ловили каждое слово учителя. В деревнях даже не было телевизоров, магнитофонов. Дети почти не выезжали за пределы своей деревни, никогда не были ни в театре, ни в кинотеатре. Поэтому учитель заменял им и телевизор, и радио, и театр. Мои бывшие ученики до сих пор с улыбкой вспоминают, как они впервые увидели пакетики с чаем, которые я привезла из Германии в 1973 году».

      Среди первых выпускников Кышиковской восьмилетней школы были: Немельгина Анисья Александровна и Рязанцева Эльвира Гавриловна - они обе стали учителями, награждены ведомственным знаком «Отличник народного просвещения». В 1982 году было сдано в эксплуатацию новое здание школы. 1 сентября 1985 года она стала средней. Директором в это время был Климов Филипп Игнатьевич, он проработал в нашей школе 7 лет. Как писали в местной газете от 2.11.82 г. «в торжественной обстановке он принимал от строителей символический ключ от здания новой школы, который теперь хранится в фондах школьного музея».

      Вот как о Филиппе Игнатьевиче вспоминает ныне завуч школы Рыженкова Валентина Викторовна, бывшая выпускница этой школы. «Многое здесь напоминает о Филиппе Игнатьевиче. Вокруг школы каждой весной распускаются березки — это «климовские» березы. Также при школе имеется земельный участок, две теплицы. Школьная и интернатская столовая были обеспечены почти круглый год своими овощами.

      В 1989 году директором стала ученица Картиной Т. Е Лазарева Софья Андреевна. Свой учительский путь она начала в родной школе в 1969 году после окончания Ленинградского педагогического института. И целых 13 лет проработала директором. Она многое сделала для школы. В 1998 году Кышиковская национальная средняя школа первой среди школ Ханты-Мансийского района стала лауреатом «Всероссийского конкурса школа года», награждена дипломом «Школа года». А Софья Андреевна — получила титул «Директор года -98». Софья Андреевна стала последним директором нашей школы в 20 веке.

      После ухода Софьи Андреевны на заслуженный отдых, ее преемницей стала бывшая выпускница Кышиковской школы - Демченко Светлана Васильевна. Она руководила школой  с 2003 по 2019 года. Это 25 директор в истории нашей школы. Во время ее руководства в 2012 году школа перешла в новое здание - "Школа - Сад - Пришкольный интернат". Также при школе появилось здание "Медицинский блок". 

      В 2017 году пришло распоряжение от главы Ханты-Мансийского района К.Р. Минулина №678-р от  07.07.2017  о реорганизации образовательных учреждений Ханты-Мансийского района. Реорганизовать с 01.01.2018 года муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Кышик» путем присоединения к нему муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Ханты-Мансийского района «Детский сад «Ягодка» с. Кышик». Приказом устанавливается, что муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Кышик» является правопреемником прав и обязанностей муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Ханты-Мансийского района «Детский сад «Ягодка» с. Кышик». Учреждение реализует общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

      С 2019 года по настоящее время директором является Сульманова Евгения Викторовна.

      Постоянная смена директоров школы не могла не повлиять на учебно-воспитательный процесс школы, тем более что и учителя тоже очень часто менялись. Это стало причиной того, что не прослеживался единый подход к обучению детей коренной национальности. Никакой речи об учете психологии детей народа ханты и индивидуального подхода к ним не было. В те годы был низок процент учащихся, которые продолжали учебу после школы, а традиционными ремеслами и промыслами своих предков выпускники почти не занимались.

      «В 70-е годы, когда в школе уже работали местные учителя - представители коренной национальности, рассказывает Лазарева Софья Андреевна, они относились к этому лояльно, потому что понимали эту проблему. И те учителя, кто давно уже работал в школе, интуитивно искали подход к детям. Наверное, именно поэтому многие хантыйские семьи выжили, и до сих пор живут на своих стойбищах, например, семья Молдановых, Лозямовых, Хоровых и др. В начале 90-х годов прошлого века был принят Устав школы, согласно которому, дети из семей, живущих на стойбищах, могли с 8 класса проходить очно-заочное обучение. Детей не отрывали от привычного образа жизни и позволили им получить образование.

      Наставления К.Ф. Карьялайнена стали претворяться в нашей школе только в последние десятилетия 20 века. С 1992 года школа становится окружной экспериментальной площадкой. Тема эксперимента: «Школа - центр возрождения культуры назымских хантов». В школе стали преподавать хантыйский язык во всех классах, вести спецкурсы, кружки ДПИ, в которых ученики учились делать изделия из бисера, бересты. В школе создан музейный комплекс: музей под открытым небом и музей хантыйского быта. В начале перестройки начался процесс перехода к гуманизации школы. Работа экспериментальной школы направлена на развитие этнически ориентированной личности, способной сделать свой выбор в жизни.

      Большинство жителей нашего села - выпускники нашей школы - в основном это достойные люди, трудолюбивые, не унывающие. И это благодаря закалке школьных лет, ведь в Вершинской семилетней школе, как вспоминают многие, им приходилось все делать самим. В нашей школе учились целыми семьями. Почти 80% педагогов нашей школы - это ее бывшие выпускники. В школе работает уже третье поколение учителей - выпускников школы, сегодня в школе есть ученики, окончившие школу с золотой и серебряной медалями. Выпускники школы обучаются в вузах и техникумах, получают новые специальности - менеджеров, экономистов, юристов и т. д.

    Образование и формы обучения

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Кышик» имеет право на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам: дошкольного образования, начального общего образования (1-4 класс), основного общего образования (5-9 классы), среднего общего образования (10-11 классы).

     Формами организации учебной деятельности являются: классно-урочная система; индивидуально-групповые занятия. Школа ориентирована на личностно-ориентированное обучение и воспитание обучающихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Обучение проводится в одну смену.

    Режим работы: Пятидневная рабочая неделя – 1-11 кл. Продолжительность уроков - 40 мин. Перемена: минимальная – 10 мин., максимальная – 20 мин. Во второй половине дня проводятся: внеурочная деятельность, групповые и индивидуальные консультации, работают спортивные секции и кружки. Преподавание в школе ведется на русском языке.

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 1–11 классов
    Дошкольное обрахование
    для детей от 1,5 лет

    Программа развития

    Программу развития.

    Фотографии

    Документы

    • Все документы
    • Основные документы
    • Самообследование

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie